Благодаря гидротрансформатору водитель получает удобство при управлении тягой автомобиля. Для того, чтобы добиться данного комфорта инженер Герман Фоттингер долго разрабатывал, получал патент в 1905 году на использование этой системы жидкостного сцепления.
История совершенствования гидротрансформатора продолжалась на протяжении всего XX века.
Сейчас эта деталь выполняет важную роль для работы автомобилей.

Базовые принцип работы гидротрансформатора
Гидротрансформатор используется в автоматических коробках передач. Он передает от двигателя к автоматической коробке передач крутящий момент через давление масла. Так обеспечивается плавное изменение передаточного отношения. Бублик в АКПП дает двигателю совершать вращательные движения независимо от трансмиссии.
Принцип работы основан на использовании двух турбин (насосного и турбинного колёс), которые вращаются в масле.
Насосное колесо соединено с двигателем, а турбинное — с трансмиссией. Когда двигатель работает, насосное колесо создает поток масла, приводящий в движение турбинное колесо. Это позволяет передавать крутящий момент от двигателя к трансмиссии без жёсткой связи между ними.
Благодаря своей конструкции гидротрансформатор может увеличивать крутящий момент при низких скоростях и уменьшать его при высоких скоростях. Это обеспечивает плавность хода автомобиля, комфорт при вождении.
Однако гидротрансформатор также имеет некоторые недостатки, такие как потери мощности, ограниченный диапазон передаточных отношений.
Роль гидротрансформатора в работе АКПП
- Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач без жесткой связи между ними. Это обеспечивает плавное трогание с места, снижает ударные нагрузки на трансмиссию.
- Защита от перегрузок. Коробка автомата гидротрансформатора увеличивает крутящий момент при резком увеличении оборотов двигателя, защищая коробку передач от повреждений.
- Увеличение крутящего момента при начале движения автомобиля или при движении на низкой скорости. Это позволяет автомобилю легче трогаться с места, преодолевать подъёмы, буксировать прицепы.
- Сглаживание вибраций, нагрузок, которые возникают при переключении передач. Это повышает комфорт при вождении, продлевает срок службы трансмиссии.
- Обеспечение циркуляции масла в системе смазки АКПП. Гидротрансформатор создает давление и поток масла, который смазывает и охлаждает детали коробки передач.

Преимущества и недостатки гидротрансформаторов
Из плюсов данного механизма можно выделить:
- Плавность хода: гидротрансформатор обеспечивает плавное трогание с места и переключение передач, что повышает комфорт при вождении.
- Простота конструкции: бублик коробка автомат имеет простую конструкцию, состоящую из нескольких основных компонентов, что делает его надёжным, относительно недорогим в производстве.
- Защита от перегрузок: гидротрансформатор способен увеличивать крутящий момент при резком увеличении оборотов двигателя, защищая коробку передач от повреждений.
- Снижение ударных нагрузок: гидротрансформатор позволяет передавать крутящий момент без жёсткой связи между двигателем и трансмиссией, снижая ударные нагрузки на трансмиссию.
- Обеспечение циркуляции масла: гидротрансформатор создаёт давление, поток масла, который смазывает, охлаждает детали коробки передач.
Отрицательные стороны:
- Потери мощности: можно терять до 30 % мощности двигателя из-за проскальзывания турбинного колеса. Это приводит к снижению эффективности его работы, увеличению расхода топлива.
- Ограниченный диапазон передаточных отношений: гидротрансформатор не может обеспечить широкий диапазон передаточных отношений, что ограничивает возможности автомобиля по преодолению крутых подъёмов или буксировке прицепов.
- Сложность ремонта: ремонт гидротрансформатора может быть сложным, дорогостоящим процессом из-за его сложной конструкции.
- Высокая стоимость: современные гидротрансформаторы бывают дорогими в производстве из-за использования сложных технологий.

Уход и обслуживание гидротрансформатора
Для обеспечения его долгой, надежной работы автомата гидротрансформатора необходимо соблюдать следующие правила ухода и обслуживания:
- Регулярно проверять уровень, состояние масла в АКПП. Грязное или отработанное масло может привести к износу гидротрансформатора.
- Своевременно менять масло и фильтр в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля. Это поможет предотвратить загрязнение системы, износ деталей.
- Не перегружать автомобиль и не буксировать прицепы на большие расстояния, особенно при непрогретом двигателе. Это может вызвать перегрев гидротрансформатора и его поломку.
- Следить за состоянием сальников, уплотнений, которые предотвращают утечку масла. Износ или повреждение этих элементов может привести к снижению давления масла, перегреву гидротрансформатора.
- При появлении признаков неисправности (шум, вибрация, рывки при переключении передач) обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта.
- Соблюдать правила эксплуатации автомобиля с АКПП: избегать резких разгонов, торможений, не переключать передачи во время движения.
- Проводить профилактический осмотр, диагностику гидротрансформатора каждые 60–80 тыс. км пробега или раз в год.
- Использовать качественное масло и фильтры, рекомендованные производителем автомобиля.
Следовать рекомендациям производителя по замене масла, фильтра в АКПП, а также по срокам проведения профилактических осмотров и диагностики.