Сцепление – важнейший узел в любом автомобиле с механической или роботизированной коробкой передач. Его основная функция — передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии и обеспечение плавного переключения передач без повреждения остальных компонентов трансмиссии. В процессе эксплуатации на него приходится колоссальная нагрузка, поэтому рано или поздно оно выходит из строя. Своевременное выявление признаков неисправности сцепления и профилактический ремонт позволяют предотвратить дорогостоящий ремонт, а также серьезные повреждения трансмиссии. Рассмотрим неисправности сцепления и их признаки.
Перед тем как мы рассмотрим неисправности сцепления, расскажем об особенностях механизма. Это фрикционный механизм, который при выжатии педали сцепления размыкает связь между мотором и коробкой переключения передач, обеспечивая тем самым возможность переключения передач. При отпускании педали механизм вновь замыкает эту связь, передавая крутящий момент от мотора к трансмиссии.
Главные компоненты:
Рассмотрим распространенные признаки неисправности сцепления.
Скрип, треск или другие шумы при выжатом сцеплении указывают на износ выжимного подшипника или его заклинивание. Лязгающий звук может говорить о поломке нажимной пружины.
Если при резком нажатии на педаль газа на высокой передаче обороты двигателя растут, а скорость авто не увеличивается, это свидетельствует об износе фрикционных накладок. Он начинает пробуксовывать и не может полноценно передавать крутящий момент.
Дерганое начало движения после включения передачи может быть признаком неисправности привода сцепления, заедания выжимного подшипника или поломки нажимной пружины.
В этом случае проблема в приводе (воздух в гидроприводе, износ цилиндров) или заклинивании выжимного подшипника. Если педаль застряла в выжатом положении, а передачи переключаются, значит вышла из строя нажимная пружина.
Характерный запах горелого масла в салоне говорит о нарушении герметичности сальников и попадании масла на диск сцепления, что приводит к выходу его из строя.
Для выявления причин неисправностей и определения необходимости ремонта
используются следующие методы диагностики:
Вы уже знаете признаки неисправности сцепления, теперь расскажем, как выполнить самостоятельную проверку механизма. На первой передаче с заведенным мотором осторожно пытаются начать движение без подачи газа. «Схватывание» в начале хода педали сцепления – диск исправен. «Схватывание» в середине или конце хода – сцепление износилось на 40-90%.
Окончательный диагноз о причинах неисправностей и степени износа компонентов можно поставить только после полной разборки узла в условиях автосервиса.
Чтобы продлить срок службы и предотвратить неисправности сцепления, придерживайтесь ряда рекомендаций при эксплуатации автомобиля:
Своевременное выявление признаков износа или неисправности этого узла и профилактический ремонт позволяют избежать серьезных поломок трансмиссии и связанных с этим крупных финансовых затрат.