Как и любой другой механизм, автоматическая коробка передач нуждается в соблюдении установленного изготовителем режима и проведении регламентных работ. Автовладельцу необходимо учитывать правила эксплуатации АКПП, чтобы избежать непредвиденных аварийных ситуаций и преждевременного выхода из строя механизма.
Устройство АКПП и работа ее узлов
Конструктивно автоматическая трансмиссия состоит из таких элементов:
- гидротрансформатора, передающего вращающий момент от двигателя на коробку, без непосредственной кинематической связи, за счет давления масла;
- планетарного редуктора – изменяет передаточное отношение, в зависимости от нагрузки, установленного водителем режима и других условий;
- электронной системы управления – посредством датчиков, оборудование автоматически подстраивается к условиям движения;
- гидравлики – обеспечивает смазку трущихся узлов, регулирует режимы трансмиссии.
В отличие от механики, на «автомате» водителю не нужно самому переключать передачи. Достаточно установить необходимую позицию селектором. При дальнейшем движении автоматическое и гидравлическое оборудование автоматически определяет оптимальное передаточное число, с переключением скоростей без непосредственного участия водителя.
Какими бывают неисправности АКПП
Неполадки в работе автоматической коробки можно определить по рывкам, толчкам, сопровождающим движение, особенно при наборе скорости, повышенному расходу масла. При серьезных проблемах, трансмиссия может перейти в аварийный режим, с появлением соответствующей индикации на приборной панели. Возможен износ фрикционных накладок, подшипников, зубчатых соединений, другие проблемы. Чтобы установить характер неисправностей, требуется детальная диагностика в условиях сервисного центра, с последующей заменой изношенных деталей, трансмиссионной жидкости.
Нюансы использования «автомата»
Автоматическая трансмиссия рассчитана на определенный срок службы. Первые проблемы могут проявиться после пробега в 100 000 км. Поэтому, покупая автомобиль б/у с «автоматом», стоит обратить внимание на отметку пройденного километража на спидометре.
На проводимый ранее ремонт, со вскрытием обслуживаемой АКПП, укажут следы на корпусе, подтверждающие, что механизм вскрывали и ревизировали. Чтобы избежать неприятностей, при значительном пробеге коробку стоит заменить, поскольку восстановленный механизм не исключает возможные проблемы в дальнейшем.
Сэкономить ресурс агрегата поможет следование таким рекомендациям, учитывая особенности эксплуатации АКПП:
- удерживать температуру масла трансмиссии в пределах рабочего диапазона;
- прогревать механизм перед началом движения;
- избегать пробуксовок, наездов на бордюры, других экстремальных нагрузок на агрегат;
- при длительном простое в пробке, переводить селектор на нейтральный режим, не удерживая машину педалью тормоза, если придется стоять более минуты.
Износ автоматической коробки также ускоряет буксирование машины. Поэтому при случайной поломке, когда автомобиль невозможно доставить в СТО своим ходом, лучше заказать эквакуатор.
Преимущества и недостатки АКПП
АКПП – конструктивно сложный механизм, обеспечивающий автовладельцу достижение следующих преимуществ:
- простоты управления машиной;
- продления ресурса мотора.
Но такая коробка несколько уступает в эффективности механической, а старые модели характеризуются низкими динамическими показателями.
Особенности обслуживания автоматической коробки передач
Главное условие надежной эксплуатации трансмиссии – соблюдение рекомендаций изготовителя по своевременной замене масла в АКПП, при заливке специализированного смазочного средства, соответствующего по допуску модели коробки. Со временем в жидкости накапливаются продукты износа, что затрудняет циркуляцию, изменяет ее характеристики. Поэтому масло нужно менять, при достижении показателя пробега от 80 000 км и более. В процессе замены жидкости устанавливают новые уплотнения, сменные картриджи фильтрующих элементов.
Следование регламенту технического обслуживания, предписанному изготовителем, продлит ресурс коробки, избежав дорогого ремонта механизма, исключив аварийный выход из строя трансмиссии.